Перепрограммирования двухтарифных счетчиков

Сроки перепрограммирования счетчиков электроэнергии в Свердловской области продлили с 1 ноября до 1 июня 2014 года. Об этом сообщил сегодня на заседании законодательного собрания председатель правительства области Денис Паслер.
- Вчера приняли решение о продлении сроков перепрограммирования, сейчас оформляются необходимые документы, - сообщил премьер.
Законодатели тут же напомнили о том, что изначально власти обещали полностью взять на себя расходы на перенастройку двухфазных счетчиков, к тому же необходимость этого вызвана принятым в свое время Дмитрием Медведевым законом о новом летоисчислении в РФ. Почему население должно оплачивать это решение?
В среднем цена на перепрограммирование однофазного счетчика составляет около 700 рублей, а трехфазного - 900 рублей.
- В прошлом году руководство области публично заявляло, что в связи с переходом на новое летоисчисление бюджет возьмет на себя все финансовые затраты по перепрограммированию счетчиков электроэнергии. Почему теперь органы власти отказываются от ранее взятых на себя обязательств и пытаемся перевесить это на плечи населения? Люди не виноваты, что мы принимали такие решения и ухудшили ситуацию, - высказался депутат Андрей Альшевских.
Его коллега Дмитрий Ионин добавил, что соседние регионы - Тюмень, Пермь, Челябинск - за счет бюджета оплачивают перепрограммирование счетчиков, и у народа "не болит голова" по этому поводу.
Председатель комитета по бюджету, финансам и налогам заксобрания Владимир Терешков пообещал, что при формировании бюджета на 2014 год этот острый вопрос будет рассматриваться. Но гарантии, что в бюджете появится строка компенсации этих расходов, нет.
- Добропорядочные, ответственные граждане уже оплатили перепрограммирование. Что касается остальных, с председателем правительства области мы уже обсудили, чтобы штрафные санкции были отложены до окончательного принятия решений.

Двухтарифные счетчики и социальные нормы

Нижегородцев учат экономить электричество
Нижегородцы, получившие платежки за электроэнергию, в смятении: мало того, что с 1 июля выросли тарифы, так еще и рассчитывать плату стали по-другому. В родном коридоре висит двухтарифный счетчик, а на бумажке написано, что учитываются данные по одноставочному тарифу.
- В этом месяце мне придется заплатить почти в два раза больше, чем раньше, - возмущается жительница улицы Родионова Юлия Рогозина. - У меня двухтарифный счетчик, но расчет производился по какой-то странной схеме. Может, это связано с тем, что я не стала его перепрограммировать?
Напомним, двухтарифные счетчики считают потребление энергии отдельно днем, отдельно ночью. В темное время суток тарифы примерно в два раза ниже. До конца прошлого года к ночной зоне относилось время с 22.00 до 07.00 часов, а также выходные и праздничные дни. Но потом вышел приказ Федеральной службы по тарифам (ФСТ), который утвердил другие интервалы. Ночная зона установлена с 23.00 до 07.00 в любой день недели, остальное время считается дневной зоной.
- Чтобы счетчики корректно рассчитывали потребленное электричество, прибор нужно перепрограммировать. Если перепрограммирования не сделать, плата будет начисляться по одноставочному тарифу, то есть без разделения на дневную и ночную зоны.
Прежде чем перепрограммировать многотарифный счетчик, жителям нужно учесть важную деталь. Предполагалось, что имея двух- и трёхтарифные приборы учёта, жители будут потреблять больше электроэнергии ночью. Это разгрузило бы сети днём. Но дневной тариф для таких счётчиков сейчас почти такой же, как и одноставочный тариф для однотарифных счётчиков, а ночной тариф ниже в два раза. В результате нижегородцы ставят многотарифные счётчики, и, совершенно не заботясь об экономии электричества днём, платят столько же, как и соседи с более простым прибором.
Социальной нормой потребления энергии считается 50 кВт.ч в месяц. В первом полугодии разница между одноставочным и дневным двуставочным тарифом в пределах нормы составляла всего одну копейку, с 1 июля разница выросла до четырех копеек. Между тем, для тех, кто жжет много электричества и не укладывается в норму, разница будет более существенная: вместо 22 копеек - 37 копеек.
- Каждый человек должен определить сам, какой счётчик ему нужен, - говорят специалисты НСК. – Если в вашей семье ночью все спят, зачем ставить двухтарифный счётчик? Нынешним летом тарифы изменились так, что если жители не следят энергопотреблением, не стараются перенести максимум нагрузок на ночные часы, то платить они будут больше, чем по одноставочному тарифу.

В настоящее время на смену давно уже ставшими популярными одно-тарифным счетчикам приходят двух тарифные и трех тарифные счетчики. Счётчик трёхтарифный дает возможность потребителям значительно сэкономить денежные средства семейного бюджета, так как учет расхода энергии ведется в трех периодах суток. Однако, несмотря на огромные преимущества, как для потребителей, так и для поставщиков энергии данное оборудование на сегодняшний день используется не во всех регионах нашей страны. Правда, если проанализировать ритмы их распространения в нашей стране то можно смело утверждать что ситуация в ближайшем будущем может измениться кардинальным образом.

То, что счетчик электроэнергии трехтарифный выгоден для потребителей энергии это очевидно, однако не менее целесообразно его использование потребителями и для поставщиков электроэнергии, а также их применение благоприятно сказывается на окружающей среде. Мосэнерго трехтарифный счетчик считается наиболее приемлемым вариантом для удовлетворения потребностей обоих сторон, как для потребителя, так и для поставщиков.

Для потребителей трехтарифный электросчетчик выгоден благодаря экономии финансовых затрат за использованную энергию, так как тарификация потребителя ведется в зависимости от суточного времени. Дневной тарификация осуществляется с 10-17 часов и с 21-23 часов тариф данного промежутка является самым дорогим. Средняя тарификация осуществляется с 7-10 часов и с 17-21 часа, тариф данного промежутка является немного дешевле дневного тарифа. Ночная тарификация осуществляется с 23-7 часов, данный тариф в четыре раза дешевле дневного тарифа. Именно вследствие данного разграничения и осуществляется экономия денежных средств.

Также 3 х тарифные счетчики выгодны и для поставщиков энергии, данная выгода заключается в том, что оборудование электростанции в пиковый период суток испытывает огромные перегрузки, которые негативным образом сказываются на работоспособности. Вследствие этого поставщики вынуждены осуществлять регулярные ремонтные работы оборудования, которые требуют внушительных финансовых затрат. Следовательно, трех тарифные счетчики электроэнергии позволяют извлечь выгоду как для потребителей, которыми осуществляется расход энергии, так и для поставщиков.

Вследствие того, что трех тарифный счетчик позволяет снизить нагрузки на оборудование электростанций, снижается и количество выбросов, которые осуществляются станциями в процессе функционирования оборудования на полную мощность. Данный фактор благоприятно сказывается на окружающей экологии. Вследствие этого каждый человек может внести свой вклад в улучшение экологической ситуации в стране, если приобретет трех тарифный счетчик электроэнергии. Стоимость счетчиков, конечно же, больше различных одно тарифных моделей, однако при рациональном его использовании окупить его можно с легкостью в течение полутора года.

ЖКХ: трехтарифные счетчики электроэнергии вызывает нарекания
13.12.2012
Реформирование системы ЖКХ, которое длится уже десять лет, новые, постоянно меняющиеся правила и отсутствие внятной просветительской кампании приводит к тому, что данная сфера стала хорошей питательной средой для всевозможных мошенничеств. Обмануть потребителей пытаются все – чиновники, управляющие компании и просто проходимцы. Защитники прав потребителей констатируют, что бороться с этой системой крайне сложно, да и суды начали все чаще вставать на сторону поставщиков услуг.

Больше всего проблем потребителям доставляют счетчики. Недавно «НИ» сообщали о странных случаях со счетчиками воды, которые владельцам предлагается заменить до окончания срока эксплуатации. Однако этим дело не ограничивается. В последние месяцы поток нареканий вызывают трехтарифные счетчики электроэнергии, которые начали использоваться несколько лет назад. Данные приборы, как обещали разработчики, должны приводить к снижению ежемесячных платежей за электричество на 20–25%. Суть их применения заключается в следующем. Энергия в течение дня расходуется пользователями неравномерно. Максимума ее потребление достигает дважды: в утренние часы, когда начинают работать предприятия, и в вечерние, когда большинство людей возвращаются с работы и включают бытовые электроприборы. Ночью же потребление электроэнергии резко падает. Подобный «рваный» ритм работы плохо сказывается на сроке службы оборудования электростанций, поэтому россиянам было предложено заменить обычные счетчики трехтарифными, которые предоставляют возможность оплачивать потребление электроэнергии в ночные часы по тарифу, в четыре раза дешевле дневного. Стоимость установки квартирных многотарифных счетчиков составляет около четырех тысяч рублей. Тарифные зоны делятся на пиковую, или самую дорогую (с 7 до 10 утра и с 17 до 21 часа), полупиковую (с 10 утра до 17 часов и с 21 до 23 часов) и самую дешевую ночную (действует с 23 часов до 7 утра). Установка подобного счетчика по идее должна быть выгодна не только людям, ведущим ночной образ жизни, но и всем остальным. «Один только холодильник работает в квартире круглые сутки и потребляет до четверти всей электроэнергии, – говорится в материалах Гринпис России. – При наличии многотарифного счетчика его работа будет стоить значительно дешевле. А если еще программировать хлебопечки, стиральные и посудомоечные машины на работу в ночное время, то экономия семейного бюджета будет еще больше».

На практике все оказалось не так гладко. Некоторые потребители, рискнувшие воспользоваться новшеством, столкнулись с тем, что их счета за электроэнергию не только не уменьшились, но возросли. Расчет проводился по самому высокому тарифу, вне зависимости от того, в какое время дня они включали свет, смотрели телевизор или стирали белье.

«В середине ноября мне перепрограммировали трехтарифный счетчик по электроэнергии по двум квартирам, которые находятся на одной площадке, – рассказывает москвичка Ольга. – В итоге перепрограммирования вся электроэнергия пошла на пиковое время. По итогам ноября (2011 года. – «НИ») эта проблема была не очень заметна. В итоге за декабрь трехтарифный счетчик превратился в однотарифный. Мои неоднократные обращения и жалобы в «Мосэнергосбыт» ни к чему не приводят. Жалобы принимают, обещают проконтролировать, но воз поныне там».

С аналогичной проблемой столкнулись и в других городах. «Я посылаю показания своего счетчика, а мне приходят квитанции по общему тарифу, – говорит Татьяна Шульга из Екатеринбурга. – Я уже устала ходить разбираться». Зоя Веселова из Нижнего Новгорода отмечает, что после перепрограммирования трехфазного счетчика в связи с отменой «зимнего» времени он стал работать как однофазный в пиковое время. «Обращались с заявками по телефону и письменно, – жалуется она. – Ответ на письменное заявление приходил ровно через месяц: «Компетентные органы разбираются».

Эксперты отмечают, что дело, вероятно, в неправильном перепрограммировании, и проблема может быть решена простым вызовом платного мастера. Если это не помогло, то дальнейшие действия зависят от способа управления многоквартирным домом, говорит замдиректора Фонда «Институт экономики города» Владилен Прокофьев. «Если домом управляет управляющая компания, то коммунальную услугу представляет соответственно она, – объясняет собеседник «НИ». – И между управляющей организацией и гражданином заключается договор управления многоквартирным домом, причем в обязательном порядке в письменной форме. Другого варианта быть не может. В этом случае в договоре управления должно быть описано, по какому тарифу происходит оплата коммунальных услуг вне зависимости от того, какой прибор учета установлен у потребителя: двух-, трех- или однотарифный. Должно быть указано, по какому тарифу считать. При установке, например, трехтарифного прибора учета возможна оплата по одному тарифу, единому, а возможно, по трем тарифам, в зависимости от настройки данного прибора учета».

В случае, когда речь идет о непосредственном управлении, то поставщиком услуги является ресурсоснабжающая организация, например «Мосэнерго». «В этом случае договор, заключенный между «Мосэнерго» и потребителем, определяет порядок расчетов по данному прибору учета, – продолжает г-н Прокофьев. – Если в договоре вообще ничего не сказано по поводу того, по какому тарифу платить, то по умолчанию должна осуществляться оплата по трем тарифам, если речь идет о трехтарифном приборе учета».

Если же вдруг управляющая компания или ресурсоснабжающая организация выставляют счет не по тарифу, указанному в договоре, или не соответствующему тарифу, то дело явно нечисто. В этом случае специалисты «Института экономики города» рекомендуют обращаться в жилищную инспекцию, которая как раз следит за правильностью начисления платы за коммунальные услуги. «Государственная жилищная инспекция должна провести внеплановую проверку и выдать предписание управляющей компании», – объясняет Владилен Прокофьев.

Не прошло гладко и введение системы, при которой отопление в жилых домах оплачивается не круглый год, а только в период отопительного сезона, при этом размеры платежей соответственно возрастают в 1,5–2 раза. В Санкт-Петербурге даже разразился целый скандал по этому поводу, когда оказалось, что лишь часть управляющих организаций и ТСЖ выставили в сентябрьских счетах за отопление нули, как и было положено по новым правилам предоставления коммунальных услуг. Остальные исполнили постановление правительства РФ лишь в той части, которая касалась увеличения платежей. Особенно пострадали от такой сознательной путаницы льготники. Возмещение затрат за сентябрь они получили уже по новым правилам – то есть за вычетом средств на отопление, а платежки шли по старым, то есть с лишними 1,5 тыс. рублей.

Жалобы граждан попали в СМИ. Председатели ТСЖ и руководители управляющих компаний стали искать себе оправдания – ни один из них не признал, что сознательно ввел горожан в заблуждение. Одни валили все на то, что вовремя не были разосланы официальные распоряжения на перерасчет. Другие уверены, что вправе были самостоятельно решать, применять им новые правила или же действовать на основании старых, хотя такое право дано лишь властям регионов. В результате городскому комитету по тарифам Санкт-Петербурга пришлось давать официальное разъяснение. «Если граждане получили за сентябрь квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг с указанием платы за отопление, следует обратиться с письменным заявлением в свою управляющую компанию или к председателю ЖСК, ТСЖ с требованием произвести возврат неправомерно предъявленных к оплате сумм – снять сентябрьское начисление за отопление, – говорилось в документе. – При отказе управляющей организации (ЖСК, ТСЖ) можно обратиться с жалобой в Роспотребнадзор и в суд». Кроме того, чиновники призвали потребителей быть внимательными с весенними платежками, когда отопление в домах отключат.

Эксперты, занимающиеся нарушением прав потребителей в сфере ЖКХ, отмечают, что с каждым годом работать становится все труднее: увеличивается количество поставщиков услуг и посредников, отсутствуют единые формы договоров, размыто понятие ответственности за то или иное нарушение. По словам юриста Игоря Зверева, не всегда удается установить, что стало причиной нарушений – техническая ошибка или мошенничество. Кроме того, суды все реже готовы защищать права потребителей в соответствующих спорах. «Чаще всего суд встает на сторону управляющей компании или ДЕЗа – 70% дел решается в их пользу», – констатирует г-н Зверев. Отстоять же свое право удается в том случае, если истории приобретают широкую огласку. «Новые Известия» будут и дальше информировать читателей о том, какие уловки ожидают их в сфере ЖКХ.
ВАЛЕНТИНА ШАХОВА

Абсолютное большинство потребителей считает, что электросчетчик является только прибором, который фиксирует расход электроэнергии. Но мало кто из потребителей задумывается о том, что он так же может быть и средством экономии. Электросчетчик старого образца из-за своей несовершенной конструкции и быстрого износа не сможет стать для Вас средством экономии в отличие от современных многотарифных электросчетчиков.

Выпуск новых счетчиков потребления электроэнергии подразумевается не только тем, чтобы люди смогли экономить, но и тем, что неравномерность потребления электричества вредно отражается на работе оборудования электростанций, а эти меры призывают к более равномерной загрузке всей энергосистемы на протяжении суток. Новые счетчики учета электроэнергии подразумевают новые способы экономии электроэнергии, то есть ваших средств.

Теперь подробнее:

Существует многотарифная система потребления электроэнергии. Она основана на том, что сутки подразделяются на временные интервалы, которые называются тарифными периодами, а каждый период имеет свою тарифную стоимость. В то время, когда система максимально загружена стоимость за 1кВтч является максимальной, а в то время, когда загрузка минимальна — стоимость тоже является минимальной. Это особенно актуально, когда такая система используется для водоснабжения, отопления и других нужд, требующих мощного оборудования (более чем 5 кВт).

Электросчетчики двухтарифные подразделяются на 2 периода:
1. С 7.00 до 23.00: Коэффициент 1,8.
2. С 23.00 до 7.00: Коэффициент 0,35.

Таким способом Вы сможете включать какие-либо приборы, которые потребляют наибольший объем электричества в период с 23:00 и экономить на этом, если конечно же включение их является для Вас необходимым в такой промежуток времени.

Электросчетчики трехтарифные подразделяются на 3 периода и на три временных промежутка:

Ноябрь, декабрь, январь, февраль
1. С 8.00 и до 10.00 часов; с 17.00 до 21.00: Коэффициент 1,8.
2. С 7.00 и до 8.00 часов; с 11.00 до 20.00: Коэффициент 1.
3. С 23.00 и до 7.00 часов: Коэффициент 0,4.

Сентябрь, октябрь, март, апрель
1. С 8.00 и до 10.00 часов; с 18.00 до 22.00: Коэффициент 1,8.
2. С 6.00 и до 8.00 часов; с 10.00 до 18.00; с 22.00 до 23.00: Коэффициент 1,02.
3. С 23.00 и до 6.00 часов: Коэффициент равен 0,25.

Май – август
1. С 8.00 и до 11.00 часов; с 20.00 до 23.00: Коэффициент 1,8.
2. С 7.00 и до 8.00 часов; с 11.00 до 20.00; с 23.00 до 24.00: Коэффициент 1,02.
3. С 0.00 и до 7.00 часов: Коэффициент равен 0,25.

Каждый может сомневаться, но как показывает опыт использования, способы экономии электроэнергии с использованием счетчиков старого образца не может сравниться с экономией благодаря многотарифному учету электроэнергии. Электросчетчики двухтарифные смогут сэкономить Ваших средств на 30% больше, а электросчетчики трехтарифные почти на 60%, по сравнению со старыми расходами на электричество. Вы очень сильно удивитесь, когда увидите, что показания электросчетчика по объему потребления ежемесячно одинаковы, а счет за электричество значительно меньше, если конечно Вы будете правильно пользоваться каждой зоной дня.

На российском рынке крупнейшими производителями многотарифных электросчетчиков являются: МЗЭП, «Инкотекс», который производит счетчики «Меркурий» и «Энергомера».

Средняя цена такого счетчика (на примере счетчика «Меркурий») колеблется от 10500 до 25000 руб.

Для того, чтобы перейти на такие дифференцированные тарифы, необходимо пройти ряд процедур:
- Обратиться к электропоставщику с письмом об установке такого счетчика.
- Получить у него же необходимые технические условия, учитывающие мощности потребления.
- Отнести счетчик на соответствующее энергопоставляющее предприятие и получить там наряд на - установку данного счетчика.
- Вызвать инспектора из РЭС для замены старого счетчика.